Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Вулгарис
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ВУЛГАРИС (Βούλγαρις) Евгениос (11 июня 1716, Корфу — 10 июня 1806, Петербург) — новогреческий философ, математик, богослов, педагог и переводчик-полиглот болгарского происхождения. Учился в Арте и Янине у Мефодия Антракита, познакомившего его с натурфилософией Гравезанда, с 1737 г. в Падуе. Вернувшись на родину, преподавал философию, филологию, математику в Янине и в Козани (1742–50 гг.), в новооткрытой Афонской школе в Фессалониках, которой руководил в 1758–61 гг., в константинопольской Патриаршей школе. Вытесненный из Греции интригами, с 1763 г. по 1771 г. вел ученую, издательскую, переводческую деятельность в Лейпциге и при дворе Фридриха II. Представленный Федором Орловым Екатерине II как переводчик «Наказа» на греческий язык, принял в 1771 г. русское подданство, был назначен книгохранителем при императорском дворце. С 1 октября 1776 г. — архиепископ Славянский и Херсонский.
Автор десятков компиляций, переложений, переводов с разных языков на греческий по большинству отраслей знания. Главное философское сочинение —«Логика, собранная из древних и новых сочинителей» (Λογική, 1766), изложение философских систем от Зенона, других досократиков и древнегреческих классических философов до Декарта, Лейбница, Вольфа, Вольтера. Новоевропейские системы эклектически переплетаются с античными. Вулгарис проповедует средний путь между скептицизмом и догматизмом в опоре на «внутренний логос», делающий возможным критическое обоснование и разграничение познаний. Своим просветительством Вулгарис способствовал «нравственному возрождению греческого мира» (А. Кораис) и распространению философско-научных знаний в Греции и Балканских странах (через греческие школы Болгарии, Румынии, Сербии).
Сочинения:
1. Στοιχεῖα μεταφυσικῆς (Элементы метафизики). Венеция, 1805;
2. Τὰ ἀρέσκοντα τοῖς φιλοσόφοις (Философские системы). Вена, 1805;
3. Εἰσαγογὴ εἰς τήν φιλοσοφίαν Γραβεζάνδου (Введение в философию Гравезанда). M., 1805;
4. Περὶ τοῦ συστήματος τοῦ παντός (Ο строении вселенной). Вена, 1805.
Литература:
1. Стурдза А.С. Евгений Булгарис — «Москвитянин», 1844, №2;
2. Knös В. L’histoire de la littérature néo-grecque. Stockh. — Göteborg – Uppsala, 1965, p. 504–516.
Автор десятков компиляций, переложений, переводов с разных языков на греческий по большинству отраслей знания. Главное философское сочинение —«Логика, собранная из древних и новых сочинителей» (Λογική, 1766), изложение философских систем от Зенона, других досократиков и древнегреческих классических философов до Декарта, Лейбница, Вольфа, Вольтера. Новоевропейские системы эклектически переплетаются с античными. Вулгарис проповедует средний путь между скептицизмом и догматизмом в опоре на «внутренний логос», делающий возможным критическое обоснование и разграничение познаний. Своим просветительством Вулгарис способствовал «нравственному возрождению греческого мира» (А. Кораис) и распространению философско-научных знаний в Греции и Балканских странах (через греческие школы Болгарии, Румынии, Сербии).
Сочинения:
1. Στοιχεῖα μεταφυσικῆς (Элементы метафизики). Венеция, 1805;
2. Τὰ ἀρέσκοντα τοῖς φιλοσόφοις (Философские системы). Вена, 1805;
3. Εἰσαγογὴ εἰς τήν φιλοσοφίαν Γραβεζάνδου (Введение в философию Гравезанда). M., 1805;
4. Περὶ τοῦ συστήματος τοῦ παντός (Ο строении вселенной). Вена, 1805.
Литература:
1. Стурдза А.С. Евгений Булгарис — «Москвитянин», 1844, №2;
2. Knös В. L’histoire de la littérature néo-grecque. Stockh. — Göteborg – Uppsala, 1965, p. 504–516.