Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Тьерри (Теодорик) Шартрский
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ТЬЕРРИ (ТЕОДОРИК) ШАРТРСКИЙ, или Бретонец (? — между 1149 и 1155, Шартр) — главный представитель Шартрской школы. В онтологии (комментарий к Боэцию), натурфилософии («О семи днях и шести различиях творения»), логике (первым ввел в программы и комментировал отрывки «Первой аналитики», «Софистических опровержений» Аристотеля) Тьерри Шартрский строил синтез «физики и Писания», наук (тривия) и словесности (квадривия), Пифагора, Платона и Аристотеля. В его «математической» метафизике творение есть развертывание чисел как составных единств из безусловной простоты первоединства; оно придает цельность всякому числу, но само числом не постигается. Перед лицом этого первоединства с необходимостью возникает материя как чистая зеркальная восприимчивость; она проникается отражениями единого, отсветами самотождественной цельности. Единство — «форма (идея) бытия» вещей, каждая из них есть не более чем единособранность составляющих ее единиц. Материя расслаивается на 4 элемента, далее взаимно определяющих друг друга: воздух раздается вширь, образуя небесную твердь, и вместе с тем «отверждает» землю своим сплошным давлением и т.д. Виртуозная числовая спекуляция Тьерри Шартрского была полузабыта в XIII в. с победой схоластики ограниченно-аристотелевской ориентации, но возродилась в системе Николая Кузанского.
Сочинения:
1. Tractatus de Septem diebus, ed. N.Haring. — «Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge», XXX (vol. 22), 1955, p. 184–200;
2. Commentum super Boethii De Trinitate, ed. N.Haring. — Ibid. XXXV (vol. 29), 1960, p. 80 —134;
3. Fredborg K.M. The commentary of Thierry of Chartres on Cicero De inventione. Cph., 1971.
Литература:
1. Dronke P. Thierry of Chartres. — Idem. A history of twelfth-century western philosophy. Cambr., 1988.
Сочинения:
1. Tractatus de Septem diebus, ed. N.Haring. — «Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge», XXX (vol. 22), 1955, p. 184–200;
2. Commentum super Boethii De Trinitate, ed. N.Haring. — Ibid. XXXV (vol. 29), 1960, p. 80 —134;
3. Fredborg K.M. The commentary of Thierry of Chartres on Cicero De inventione. Cph., 1971.
Литература:
1. Dronke P. Thierry of Chartres. — Idem. A history of twelfth-century western philosophy. Cambr., 1988.