Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Исаак бен Соломон Израэли
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ИСААК (Isaak, Ysaak) бен Соломон Израэли, Исаак Израэли (832/855, Египет — 932/955, Тунис) — предтеча еврейского средневекового неоплатонизма, ученый врач, преимущественно окулист. Жил и работал при дворе просвещенных халифов Фатимидской династии в Кайруане, писал на арабском языке. Прославился медицинскими трудами, которые в латинских переводах изучались позднее в европейских университетах. В «Книге определений», «Книге элементов», «Книге о духе и душе» догмат об абсолютной свободе Творца, создающего мир без прообраза, закона и внеположной цели ради обнаружения своей благости и мудрости, эклектически восполняется картиной многоступенчатой эманации космоса. Первой сотворена интеллигенция как первое единство материи с формой (мудрости); в ее нижнем горизонте из ее искры или тени исходят разумная, животная, растительная души. Последняя сгущается в видимую небесную сферу, где кончается сверхприродный ряд нисхождения и начинается природа. Внешняя сфера, вращая внутреннюю, выделяет огонь, последующие — соответственно воздух, воду, землю. В учении об элементах Исаак следует за Галеном и Гиппократом. Высшая из комбинаций вещества — человеческое тело, несущее в себе божественную искру. Праведник, умеющий разжечь ее сознательным стремлением к истине и добру, готов к восхождению по ступеням очищения, озарения, единения в сферы космической души сквозь пограничный огонь небесной сферы, души неправедных сгорят. Маймонид упоминает Исаака как врача, Ибн Гебироль продолжает его мысль, Альберт Великий и Винцент из Бове цитируют его, Бонавентура, Генрих Гентский, Фома Аквинский заимствуют из «Книги определений» формулу истины как соответствия вещи и понятия (veritas est adaequatio rei et intellectus).
Сочинения:
1. Opera omnia, Lugduni, 1515;
2. Liber de definicionibus. — «Archives d’histoire doctrinale et littéraire du moyen âge», t. XI, p. 299–349.
Литература:
1. Guttmann J. Die philosophischen Lehren des Isaak ben Salomon Israeli. Münst., 1911;
2. Altmann Α., Stern S. Isaak Israeli: a neoplatonic philosopher of the early tenth century. Oxf., 1958.
Сочинения:
1. Opera omnia, Lugduni, 1515;
2. Liber de definicionibus. — «Archives d’histoire doctrinale et littéraire du moyen âge», t. XI, p. 299–349.
Литература:
1. Guttmann J. Die philosophischen Lehren des Isaak ben Salomon Israeli. Münst., 1911;
2. Altmann Α., Stern S. Isaak Israeli: a neoplatonic philosopher of the early tenth century. Oxf., 1958.