Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Франческо Гвиччардини
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ГВИЧЧАРДИНИ (Guicciardini) Франческо (6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) — итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С 1498 г. изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 г. — доктор и профессор гражданского права. Занимался адвокатской практикой во Флоренции, составил «Историю Флоренции» с 1378 г. по 1509 г. (Storie Fiorentine, 1508–09). В 1512–13 гг. — посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на службе у папы Льва X, который назначает его правителем Модены (с 1516 г.) и Реджо (с 1517 г.); в 1522 г. возглавил оборону осажденной французами Пармы. В 1521–25 г. написал диалог «О государственном устройстве Флоренции» (Del reggimento di Firenze). В 1523–28 гг. — правитель всей Романьи, военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 г. и в годы второй флорентийской республики (1527–30 г.), отойдя от дел, упорядочивает «Политические и гражданские записки» (Ricordi politici е civili, 1512–30), пишет «Соображения о Беседах Макиавелли» (Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531–34 гг. управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534–37 гг. — советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции. Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к государственным документам, создает многотомную «Историю Италии» (Storia d’Italia, 1537–40) с элементами критики источников, в которой, следуя за изменениями сил в европейской политике, поместил события в Италии в международную перспективу.
Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз «мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть». Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, «дивное согласие», когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж.Боден назвал Гвиччардини «отцом исторической науки». Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.
Сочинения:
1. Opere. Mil. – Napoli, 1953;
2. Storia d’Italia, ?. 1–3. Torino, 1971;
3. Carteggi, v. 1–17. Bologna – Roma, 1938 —72;
4. В рус. пер.: Соч. M., 1934.
Литература:
1. Житомирская С.В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945;
2. Бибихин В.В. Гвиччардини. — В кн.: Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М., 1998;
3. Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Delia politica alla storia. Bari, 1950;
4. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965;
5. Bondanella P.E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.
Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз «мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть». Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, «дивное согласие», когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж.Боден назвал Гвиччардини «отцом исторической науки». Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.
Сочинения:
1. Opere. Mil. – Napoli, 1953;
2. Storia d’Italia, ?. 1–3. Torino, 1971;
3. Carteggi, v. 1–17. Bologna – Roma, 1938 —72;
4. В рус. пер.: Соч. M., 1934.
Литература:
1. Житомирская С.В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945;
2. Бибихин В.В. Гвиччардини. — В кн.: Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М., 1998;
3. Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Delia politica alla storia. Bari, 1950;
4. Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965;
5. Bondanella P.E. Francesco Guicciardini. Boston, 1976.