Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Гильберт Порретанский
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ (Guislebertus Porretanus) Жильбер из Порре (Пуаре) (1076, Пуаре, Вандея — 1154, Пуатье) — христианский философ и богослов, ученик Бернарда Шартрского, с 1124 г. — канцлер Шартрской школы. В 1141 г. преподавал в Париже, с 1142 г. — епископ Пуатье. Обвиненный Бернардом Клервоским в признании божественности Христа лишь человеческим понятием, объяснялся перед папой Евгением III в Париже (1147 г.) и на Реймсском соборе (1148 г.), но не был осужден. До XVI в. был в употреблении комментарий Гильберта к Боэцию, особенно «О Троице»; долго служила учебником упоминаемая Лейбницем интерпретация аристотелевских категорий «Книга о шести началах» (атрибуция спорная); известны комментарии Гильберта к Псалмам, к посланиям апостола Павла. Философия для Гильберта — инициация в таинства, намек на мистический опыт («не веруем, познав, а познаем, веруя»).
«Первое совершенство» Бога — единственное и простейшее бытие (essentia), безусловная данность, то, чем (quo) всё существует. Натуральное (рациональное) познание неотделенных (материализованных) форм через математическое (disciplinaris) познание неподвижных типов восходит к теоретическому (в чистой интуиции) познанию первообразов, первоматерии и Бога.
Сочинения:
1. Commentaria in Boethium, MPL, t. 64;
2. Liber de sex principiis, ed. Α.Heysse. Münster, 1953;
3. В рус. пер.: Комментарии к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория». — «ВФ», 1998, № 4, с. 105–121.
Литература:
1. Неретина С.С. Гильберт Порретанский: искусство именования. — «ВФ», 1998, № 4, с. 94–105;
2. Rovighi S. Studi di filosofia medievale. Mil., 1978, p. 176–247 (библиогр.).
«Первое совершенство» Бога — единственное и простейшее бытие (essentia), безусловная данность, то, чем (quo) всё существует. Натуральное (рациональное) познание неотделенных (материализованных) форм через математическое (disciplinaris) познание неподвижных типов восходит к теоретическому (в чистой интуиции) познанию первообразов, первоматерии и Бога.
Сочинения:
1. Commentaria in Boethium, MPL, t. 64;
2. Liber de sex principiis, ed. Α.Heysse. Münster, 1953;
3. В рус. пер.: Комментарии к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория». — «ВФ», 1998, № 4, с. 105–121.
Литература:
1. Неретина С.С. Гильберт Порретанский: искусство именования. — «ВФ», 1998, № 4, с. 94–105;
2. Rovighi S. Studi di filosofia medievale. Mil., 1978, p. 176–247 (библиогр.).