Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Дуранд
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ДУРАНД, Дюран из Сен-Пурсена (Durandus de Sancto Porciano, Durand de Saint-Pourcain) (между 1270 и 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сиуль, департамент Алье — 1334, Mo, департамент Сена и Марна) — французский философ и богослов. Монах-доминиканец с 1303 г., с 1307 преподавал в Париже, с 1313 г. лектор курии в Авиньоне, с 1317 г. епископ в Лиму, с 1318 г. — в Пюи-ан-Велэ, с 1326 г. — в Mo. Главное сочинение — Комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского (курс лекций 1307– 08 г.) — вызвало возражения ортодоксов томистов его ордена и официальные расследования; редактировалось им до 1327 г. Другие сочинения Дуранда — «Спорные вопросы», «Вопросы о свободе воли», «О Христовой и апостольской бедности», «Трактат об однозначности, двузначности и аналогии»; полемика «Об источнике властей и юрисдикций» против Филиппа II в защиту папы Иоанна XXII; осужденное папской комиссией послание «О видении Бога» (1333) — против нового догмата папы, отрицавшего за святыми полноту блаженного боговидения прежде вселенского суда. В расхождениях Дуранда с томизмом и на этой почве с собственным орденом, постановившим в 1286 г. «изучать, распространять, защищать» учение Фомы Аквинского, сказалась усталость поздней схоластики от вековых усилий по сочетанию изощренного рационализма с мистикой. Для Дуранда божественные идеи суть просто вещи; нет никакого деятельного интеллекта (intellectus agens), которым направлялся бы интеллект потенциальный (intellectus possibilis); познаются только индивиды и единичности; никакие универсальные формы не озаряют познающий разум, хотя Дуранд не отрицает реальности невидимых первоначал; понятие вещи есть понятая вещь, а истина есть соответствие вещи как понятой ей же как таковой; душа есть форма тела и логически доказать ее бессмертие трудно. Явно движение Дуранда, которого называли doctor modernus (а также doctor resolutissimus, doctor fundatus), в сторону У.Оккама, однако он вошел в 1326 г. в комиссию, осудившую 51 положение Оккама. До XVII в. Комментарий Дуранда оставался учебной книгой богословских факультетов.
Сочинения:
1. Commentaria in quatuor libros Sententiarum, 2 vols., Venetiis 1572 (repr.: London, 1964).
Литература:
1. Koch J. Durandus de Sancto Porciano O.P.: Forschungen zum Streit um Thomas v. Aquino zu Beginn des 14. Jahrhunderts. — «Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters», XXVI, 1. Münster, 1927.
Сочинения:
1. Commentaria in quatuor libros Sententiarum, 2 vols., Venetiis 1572 (repr.: London, 1964).
Литература:
1. Koch J. Durandus de Sancto Porciano O.P.: Forschungen zum Streit um Thomas v. Aquino zu Beginn des 14. Jahrhunderts. — «Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters», XXVI, 1. Münster, 1927.