Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Хиви Габалки
Статья опубликована в «Новой философской энциклопедии» (в четырех томах; М.: Мысль, 2000–2001). Курсивом выделены слова, отсылающие к другим статьям энциклопедии.
ХИВИ ГАБАЛКИ, аль-Балхи (Hiwi al-Balkhi), из Балхи (в Бактрии) (конец VIII — нач. IX в.) — еврейский мыслитель и религиозный реформатор. Восприняв в персидской общине влияние арабского Возрождения и традиций зороастризма, пошел в пересмотре иудаизма дальше караимов и подверг рационалистической критике Тору: зачем Создатель расспрашивал Адама и Каина, будучи всеведущ? для чего Богу жертвы? зачем он благословил размножение людей, зная о грядущем потопе? Вольномыслие Хиви Габалки распространилось среди еврейских общин арабского мира, но с его радикальным скепсисом и дуализмом было покончено в немалой мере усилиями Саадьи. Идеи Хиви Габалки реконструируются по фрагментам.
Литература:
1. Беленький М. Хиви Габалки и его возражения против божественного происхождения Ветхого завета. — «Вопросы истории религии и атеизма», сб. 6. М., 1958;
2. Беленький М. Еще 40 возражений Хиви Габалки. — Там же, сб. 8. М., 1960.
Литература:
1. Беленький М. Хиви Габалки и его возражения против божественного происхождения Ветхого завета. — «Вопросы истории религии и атеизма», сб. 6. М., 1958;
2. Беленький М. Еще 40 возражений Хиви Габалки. — Там же, сб. 8. М., 1960.